Классные часы «Права и обязанности детей».

1574308237316184.JPG

Классный час «30-летие принятия, 25-летие ратификации РК, Конвенции ООН о правах ребенка»

Класс: 5 «б»      

Время проведения: 20.11.2019

 Цели:

  • На основе положений Конвенции о правах ребёнка выучить содержание прав ребёнка и их особенности.
  • Показать необходимость защиты прав детей в современном мире.
  • Развивать умение работать с документами, сравнивать и анализировать, аргументированно выражать свою точку зрения.
  • Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни.
  • Воспитывать понимание того, что ребёнок является наивысшей ценностью государства, не только объектом заботы и опеки, но и субъектом права.

Оборудование:

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • «Международные стандарты в сфере прав ребёнка» (приложение 1).
  • «Как и где можно защитить свои права» (приложение 2).
  • Декларация прав ребёнка (приложение 3).
  • Фломастеры.

Тип: беседа.

Ход урока

  1. Вступительная часть.
  2. Подготовка учеников к уроку.

В классе формируются четыре группы. Используется методический приём «Времена года». После расчёта на «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» ученики объединяются. Каждое «время года» получает символ - бумажный цветок определенного цвета: «Зима» - белого, «Весна» - зелёного, «Лето» - красного, «Осень» - жёлтого.

  1. Актуализация опорных знаний.

Игра «Правовой калейдоскоп»: учитель задаёт ученикам вопрос. Если группа даёт правильный ответ, цветок соответствующего оттенка прикрепляется к калейдоскопу.

Вопросы:

  1. Что такое права человека?
  2. Что является «источником прав» человека?
  3. Какое отличие между понятиями «права человека» и «свободы человека»?
  4. Какие права человека называются неотъемлемыми?
  5. В каком международном документе закреплён перечень основных прав человека?
  6. Как классифицируются права человека согласно Всеобщей декларации прав человека?
  7. Является ли  Всеобщая декларация прав человека юридически обязательным документом?
  8. В чём историческое значение принятия Декларации?
  9. Можно ли ребёнка приравнивать к взрослому человеку в правовых аспектах?

Ответы:

  1. Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
  2. Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях - всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой культуры общества - это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура - это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

Идейно-теоретическими источниками права являются представления и воззрения известных учёных политико-правовой мысли о свободе и равенстве, справедливом праве, правах и свободах личности, разделении властей, правовом государстве, мировом правопорядке и др.

Источниками права в Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

  1. Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Свобода  - это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право - это всегда частичное ограничение свободы личности, необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

  1. Основная часть.

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, целей и плана урока.

План изучения нового материала:

  1. Мировое движение по защите прав детей.
  2. Содержание Конвенции о правах ребёнка.
  3. Нарушение прав ребёнка и их защита.
  4. Мировое движение по защите прав детей.

Вопрос раскрывает подготовленный ученик-«юрист».

Права ребёнка - это права человека, который не достиг 18-ти лет. Движение в защиту прав детей началось в начале XX века. Первыми государствами, которые стали на защиту прав детей своих стран, были Англия и Бельгия. На международном уровне этот вопрос нашёл свое решение лишь после первой мировой войны.

Дальше ученик-«юрист» знакомит класс с «Международными стандартами в сфере прав ребёнка».

III. Заключительная часть.

Закрепление изученного.

Вопросы:

  • Какой документ в сфере прав ребёнка называют «мировой конституцией»?
  • Какие положения Конвенции о правах ребёнка, по вашему мнению, являются важнейшими? Почему?
  • Что вы понимаете под дискриминацией?

Творческое задание.

Изобразить на рисунке своё счастливое детство, используя три права из Конвенции.

Итоги урока.

Оценивание работы учеников.

Домашнее задание.

Составить проект идеального человеческого общества, в котором каждый ребёнок чувствовал бы себя счастливым и защищённым.

 Использованный материал

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Декларация прав ребёнка.
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1997.
  5. Презентация «Наши права» из Интернет-ресурса http://festival.1september.ru.    Кл.руководитель: Нуршабек П.

   

Задайте вопрос директору